Инклюзивное образование

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Анкета руководителя ОУ по беспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС ОУО) .pdf

План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) в ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово   .pdf

Приказ №445 от 01.04.2016 года «О разработке адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития»  .pdf

Адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования  обучающихся с задержкой психического развития государственного  бюджетного  общеобразовательного  учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Центр образования»  пос. Варламово  муниципального района  Сызранский Самарской области (вариант 7.1)  .pdf

В Учреждении организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, они на 100% обеспечены учебно-методическими пособиями.

Паспорт доступности приоритетного социально-значимого объекта для маломобильных граждан:

Раменский филиал ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово, расположенного по адресу:
446072, Самарская область, муниципальный район Сызранский, с.Рамено, ул. Советская, д. 15     .pdf

446072, Самарская область, муниципальный район Сызранский, с. Рамено, ул. Механизаторов, д. 21    .pdf

В Учреждении организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нормативно-правовыми документами:

ФЗ РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Уставом учреждения,

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. N 1015;

Приказом министерства образования и науки РФ от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

— Приказом министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказом министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказ министерства образования и науки Самарской области №259-од от 10.08.2016 года «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Самарской области «от 04.09.2004 года №276-од «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области»;

Приложением к письму министерства образования и науки Самаркой области от 23.08.16 №МО-16.09.01/815-ту «Инструктивно-методическое письмо «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов»

Письмо Минобрнауки Самарской области от 02.09.2016 №МО-16.09.2016/867-ту, содержащее разъяснения по организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Письмо Минобрнауки России от 31.08.2016 №ВК 2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»

Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»

Положением об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области, утвержденным приказом министерства образования и науки Самарской области от 27.07.2005г. No82-од.,

-Планом мероприятий («дорожная карта»)  по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

заключения психолого-медико-педагогической комиссии ГОУ для детей, нуждающихся в  психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центра диагностики и консультирования г.о. Сызрань  и заявления родителей (законных представителей).

Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья .pdf
Положение о психолого-педагогическом консилиуме Учреждения .pdf

В основе работы Учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья лежит социальная адаптация учащихся, концепция равных возможностей для всех участников образовательного процесса. В Учреждении реализуется  государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», утвержденная Правительством РФ. Она направлена на формирование к 2016 году безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее – МГН), а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов в общество. В рамках программы реализации программы было закуплено и установлено оборудование, предназначенное для включения детей с ОВЗ в образовательное пространство: шкафы для хранения подъемного устройства, подъемные устройства мобильные, кресла-туалеты (переносные), мнемосхемы со стендом, световые маяки, крючки для костылей, зеркала, пиктограммы, рампы складные, пандусы.

 

 

Мнемосхема со стендом

 
 

Туалет для 

 

маломобильных граждан

 

Шкаф для хранения подъемного устройства 

 

Подъемное устройство мобильное

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

  1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
  2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
  3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Все учителя работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья, используя принцип индивидуального подхода в обучении. Данный принцип превалирует над другими. В этом направлении педагогический коллектив Учреждения работает над следующими задачами:

  • адаптация детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе (а в дальнейшем – в обществе);
  • развитие межличностных отношений в школьном коллективе на основе толерантности, терпимости к окружающим, умение искать и находить компромиссы;
  • создание устойчивой и развивающейся системы обратной связи между учителем и учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Из поставленных задач вытекает еще один принцип – принцип развивающего обучения, где связь и взаимосвязь психического развития и обучения наиболее актуальна. В качестве непосредственной основы развития школьников – детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта развития: к моменту появления в школе (в другой для него среде) у такого ребенка нет ни потребности в самоизменении, ни способности к нему.

Задачами развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • развитие способности самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач и проблем, для чего необходимо начинать обучение не с усвоения правил и формул;
  • обучение умению овладевать общими правилами и принципами решения задач определенного коллектива (класса);
  • овладение способами решения этих задач; развитие потребности в творческом поиске.

Принцип осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития в данной ситуации (в работе с детьми с ОВЗ) предъявляет к результатам обучения более высокие требования. Этот принцип предполагает, что обучение обеспечит осмысленность приобретенных знаний. И ориентирует обучение детей с ОВЗ на обеспечение действенности знаний, умений и навыков, а так же способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем. Здесь задачи педагогического коллектива чисто практические:

  • привлечение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья во внеклассную и внешкольную деятельность;
  • участие в системе дополнительного образования.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в творческих конкурсах и внеклассных мероприятий: участие во Всероссийском интернет-уроке Доброты, акция «Творя добро, мы умножаем душу»,  Уроки доброты «Чужой боли не бывает», творческий конкурс «Что мы умеем» и др. 

Принцип наглядности необходим в привлечении таких детей именно в посещении школы. Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья видят своих сверстников в коллективе, приходят самостоятельно к пониманию того, что если другие могут учиться, общаться, значит, смогут и они.

Принцип наглядности необходим в привлечении таких детей именно в посещении школы. Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья видят своих сверстников в коллективе, приходят самостоятельно к пониманию того, что если другие могут учиться, общаться, значит, смогут и они.

Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:

  • групповые занятия — посещение уроков с классом (по расписанию класса);
  • индивидуальные занятия

Но во всех вышеизложенных случаях школа поддерживает тесную, практически ежедневную связь с родителями (законными представителями) данных учащихся. В системе дополнительного образования дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей.

В рамках реализации программы «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов” национального проекта «Образование”  в Учреждении возможно обучение  детей–инвалидов, находящихся на индивидуальном обучении, не имеющих противопоказаний к работе на компьютере, с использованием дистанционных технологий.

Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволяет обеспечить доступ данной категории детей к образовательным и иным информационным ресурсам, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, их успешной социализации и интеграции в общество.

Под дистанционными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Автоматизированные рабочие места обучающихся устанавливаются по месту жительства детей, рабочие места педагогов – в образовательном  учреждении. Дистанционное обучение не  является единственной формой проведения учебных занятий, полностью исключающей непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями). Используется  сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем.

На данный момент обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не участвуют в курсах предпрофильной подготовки т.к. еще не обучаются в соответсвующем классе.

Сведения о педагогах, работающих с детьми с ОВЗ .pdf

На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.

Вместе с тем в настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми. Реализация в России  инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.

Основная задача в  этом направлении сформулирована Д.А. Медведевым:

«Мы просто обязаны, — подчеркнул президент, — создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

Эту же задачу ставит перед нами проектная инициатива «Наша новая школа».

В настоящее время приоритетным является инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями.

Презентация «Современные представления об инклюзивном обучении» .ppt

В Учреждении действует социально-психологическая служба, которая ориентирована как на учащихся и их родителей, так и на административных и педагогических работников, их социально-психологическую поддержку. С 2017 года в школе работает служба школьной медиации (примирения), основная задача которой состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты.

Педагог-психолог Житникова Анна Васильевна. (В 2016 году курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО(ПК)С ЦПК «Центр специального образования Самарской области» по теме «Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС специального образования»)

 

Федеральные государственные образовательные стандарты на сайте Министерства образования и науки РФ

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (pdf, 18.8MB)  .pdf

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  .pdf

 

Методическая разработка классного часа. Тема: «Путешествие в страну Толерантности».pdf (Автор: Матвеева Г.Е., учитель начальных классов)

Методическая разработка классного часа «Культура межэтнического общения».pdf (Автор: Бутузова Н.О., учитель истории и обществознания)