Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В Учреждении организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, они на 100% обеспечены учебно-методическими пособиями.
Паспорт доступности приоритетного социально-значимого объекта для маломобильных граждан:
Раменский филиал ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово, расположенного по адресу:
446072, Самарская область, муниципальный район Сызранский, с.Рамено, ул. Советская, д. 15 .pdf
446072, Самарская область, муниципальный район Сызранский, с. Рамено, ул. Механизаторов, д. 21 .pdf
В Учреждении организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нормативно-правовыми документами:
— ФЗ РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-Планом мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
— заключения психолого-медико-педагогической комиссии ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центра диагностики и консультирования г.о. Сызрань и заявления родителей (законных представителей).
Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья .pdf
Положение о психолого-педагогическом консилиуме Учреждения .pdf
В основе работы Учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья лежит социальная адаптация учащихся, концепция равных возможностей для всех участников образовательного процесса. В Учреждении реализуется государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», утвержденная Правительством РФ. Она направлена на формирование к 2016 году безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее – МГН), а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов в общество. В рамках программы реализации программы было закуплено и установлено оборудование, предназначенное для включения детей с ОВЗ в образовательное пространство: шкафы для хранения подъемного устройства, подъемные устройства мобильные, кресла-туалеты (переносные), мнемосхемы со стендом, световые маяки, крючки для костылей, зеркала, пиктограммы, рампы складные, пандусы.
Мнемосхема со стендом |
|
Туалет для |
маломобильных граждан |
Шкаф для хранения подъемного устройства |
Подъемное устройство мобильное |
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
- Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
- Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Все учителя работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья, используя принцип индивидуального подхода в обучении. Данный принцип превалирует над другими. В этом направлении педагогический коллектив Учреждения работает над следующими задачами:
- адаптация детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе (а в дальнейшем – в обществе);
- развитие межличностных отношений в школьном коллективе на основе толерантности, терпимости к окружающим, умение искать и находить компромиссы;
- создание устойчивой и развивающейся системы обратной связи между учителем и учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Из поставленных задач вытекает еще один принцип – принцип развивающего обучения, где связь и взаимосвязь психического развития и обучения наиболее актуальна. В качестве непосредственной основы развития школьников – детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта развития: к моменту появления в школе (в другой для него среде) у такого ребенка нет ни потребности в самоизменении, ни способности к нему.
Задачами развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- развитие способности самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач и проблем, для чего необходимо начинать обучение не с усвоения правил и формул;
- обучение умению овладевать общими правилами и принципами решения задач определенного коллектива (класса);
- овладение способами решения этих задач; развитие потребности в творческом поиске.
Принцип осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития в данной ситуации (в работе с детьми с ОВЗ) предъявляет к результатам обучения более высокие требования. Этот принцип предполагает, что обучение обеспечит осмысленность приобретенных знаний. И ориентирует обучение детей с ОВЗ на обеспечение действенности знаний, умений и навыков, а так же способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем. Здесь задачи педагогического коллектива чисто практические:
- привлечение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья во внеклассную и внешкольную деятельность;
- участие в системе дополнительного образования.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в творческих конкурсах и внеклассных мероприятий: участие во Всероссийском интернет-уроке Доброты, акция «Творя добро, мы умножаем душу», Уроки доброты «Чужой боли не бывает», творческий конкурс «Что мы умеем» и др.
Принцип наглядности необходим в привлечении таких детей именно в посещении школы. Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья видят своих сверстников в коллективе, приходят самостоятельно к пониманию того, что если другие могут учиться, общаться, значит, смогут и они.
Принцип наглядности необходим в привлечении таких детей именно в посещении школы. Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья видят своих сверстников в коллективе, приходят самостоятельно к пониманию того, что если другие могут учиться, общаться, значит, смогут и они.
Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:
- групповые занятия — посещение уроков с классом (по расписанию класса);
- индивидуальные занятия
Но во всех вышеизложенных случаях школа поддерживает тесную, практически ежедневную связь с родителями (законными представителями) данных учащихся. В системе дополнительного образования дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей.
В рамках реализации программы «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов” национального проекта «Образование” в Учреждении возможно обучение детей–инвалидов, находящихся на индивидуальном обучении, не имеющих противопоказаний к работе на компьютере, с использованием дистанционных технологий.
Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволяет обеспечить доступ данной категории детей к образовательным и иным информационным ресурсам, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, их успешной социализации и интеграции в общество.
Под дистанционными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Автоматизированные рабочие места обучающихся устанавливаются по месту жительства детей, рабочие места педагогов – в образовательном учреждении. Дистанционное обучение не является единственной формой проведения учебных занятий, полностью исключающей непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями). Используется сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем.
На данный момент обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не участвуют в курсах предпрофильной подготовки т.к. еще не обучаются в соответсвующем классе.
Сведения о педагогах, работающих с детьми с ОВЗ .pdf
На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.
Вместе с тем в настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми. Реализация в России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.
Основная задача в этом направлении сформулирована Д.А. Медведевым:
«Мы просто обязаны, — подчеркнул президент, — создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».
Эту же задачу ставит перед нами проектная инициатива «Наша новая школа».
В настоящее время приоритетным является инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями.
Презентация «Современные представления об инклюзивном обучении» .ppt
В Учреждении действует социально-психологическая служба, которая ориентирована как на учащихся и их родителей, так и на административных и педагогических работников, их социально-психологическую поддержку. С 2017 года в школе работает служба школьной медиации (примирения), основная задача которой состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты.
Педагог-психолог Житникова Анна Васильевна. (В 2016 году курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО(ПК)С ЦПК «Центр специального образования Самарской области» по теме «Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС специального образования»)
Федеральные государственные образовательные стандарты на сайте Министерства образования и науки РФ
Методическая разработка классного часа. Тема: «Путешествие в страну Толерантности».pdf (Автор: Матвеева Г.Е., учитель начальных классов)
Методическая разработка классного часа «Культура межэтнического общения».pdf (Автор: Бутузова Н.О., учитель истории и обществознания)